"СЛАВНО НАМ ПЕЛОСЬ И СЛАВНО ЖИЛОСЬ..."
Виктор Берковский: композитор, бард и ученый
Говорят, когда человек уходит из жизни — меняются его портреты. Не знаю, может быть. Но что касается Виктора Берковского — ничего подобного.
Сергей Никитин,
композитор, автор и исполнитель песен, заслуженный деятель искусств России
Ловлю себя на том, что числю Виктора Семёновича среди живущих. Он вёл настолько активную жизнь, что во многих из нас и сегодня работает та энергия, которую он пробудил. Я думаю, эта энергия будет работать и дальше...

Давайте немного поразмышляем на тему «композитор Виктор Берковский». Когда мы говорим о композиторе вообще, то прежде всего на ум приходят слова: консерватория (класс профессора такого...)

Композитор Виктор Берковский уникален, он не укладывается ни в какие рамки. Он как бы не замечает отсутствия необходимой образовательной базы для осуществления своего предназначения. К результату — музыкальному воплощению произведений поэзии — он целенаправленно идёт неким неописуемым образом.

А что для этого нужно? Владеть техникой симфонического письма? Да о чём это я? Виктор Семёнович нотную строчку и ту с трудом разбирал. Как известно, наш герой — специалист в области обработки металла давлением.

Я думаю, главным памятником Берковскому будут его песни. Они остаются в сердцах людей, остаются в магнитофонных записях. И самый лучший памятник — это записи его исполнения. Никто лучше, чем он сам, вообще никогда не пел его песни. Потому что у него была неповторимая авторская интонация, неповторимый тембр голоса.
Александр Городницкий
Бард, ученый
Что касается человека — это яркая, интереснейшая биография. Он был настоящий учёный, который прошёл путь от заводского металлурга до профессора. Он изобрёл ряд новых технологий. Не зря именного его приглашали на работу в Индию, где он достойно представлял нашу страну: готовил высококлассные кадры для сталепрокатной промышленности. И вторая сторона впечатлений о нём — его творчество. Он, профессор, много сделавший для отечественной металлургии, был, по существу, одним из самых ярких композиторов нашего времени. Достаточно вспомнить такие его бессмертные песни, как «Гренада», «Амазонка», «Вспомните, ребята», «Лошади в океане». У него был феноменальный музыкальный слух и безукоризненный вкус в литературе. Посмотрите, какие стихи он выбирал для своих песен — ни одного случайного. И всегда — оригинальная, яркая и моментально запоминающаяся мелодия. Это относится ко всем его песням без исключения. Таких авторов больше нет. Я считаю, что Виктор Семёнович Берковский дал начало целой бардовской эпохе.

В шестидесятые годы прошлого века, наряду с теми бардами, которые всё пишут сами, появилась ещё одна специализация — самодеятельные композиторы. Одним из них был Виктор Семёнович — ведь он, как и я, сольфеджио не знал. Перекладывая на свои мелодии уже известные стихи поэтов, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Дулов, Александр Суханов и многие другие создали целое направление в авторской песне. Ведь если считать, что авторская песня — это музыкальное интонирование поэтической речи (как сказал один исследователь этого странного музыкального жанра), то можно интонировать и не свои стихи. Поэтому творчество Виктора Берковского с полным правом относится к авторской песне.

Для меня из всех бардов Берковский – вечное движение.
Андрей Дятлов,
журналист
Как началось с его (и Михаила Светлова, конечно) "Гренады" – "Мы ехали шагом, мы мчались в боях…", так и пошел, пошел, пошел: "Из Ливерпульской гавани всегда по четвергам суда уходят в плаванье к далеким берегам…", "Куда шагаем, братцы? – печальный принц спросил…", "Нет мудрее и полезней средства от тревог, чем ночная песня шин…", "Для того дорога и дана..."

Маргарита была его музой, его главным советчиком, тонким ценителем его творчества, самым первым слушателем его песен.
Лина Берковская, сестра В.Берковского
... он в первый же вечер сказал мне, что любит меня. Я была поражена, ведь это мне сказал не юноша, а сорока восьмилетний мужчина...

Маргарита Берковская, жена В.Берковского
16 августа 2005 г. был серебряным юбилеем их первой встречи. Давно замечено, если супруги любят вспоминать «как все это начиналось» даже через много-много лет, значит все у них хорошо и не зря Бог их соединил.

...Появление Маргариты в семье было вполне естественным: рядом с братом должна была появиться такая женщина. На семейных праздниках наши мужчины всегда в тостах открывали «тайну несбывшихся мечтаний»: иметь такую жену, как Маргарита. И мы не обижались, понимали, что она этого достойна. Она была для него всем. И для него было большим счастьем, что Маргарита приняла всех его друзей, полюбила их, как он, и они платили ей тем же. Виктор гордился своей женой, с пониманием относился к тому, что такую красавицу замечают мужчины, —– он доверял ей абсолютно. А во всех поездках по миру Мася была его переводчиком: она ведь окончила Институт иностранных языков имени Мориса Тореза (Лина Берковская).

Когда я смотрел на них обоих, особенно в последние годы, у меня неизменно возникало чувство, что таких женщин Космос посылает как награду, чтобы поддерживать мужчину до последнего мгновенья, продлить его жизнь на Земле и сделать её счастливой. (Аркадий Мартыновский).
Виктор Берковский вспоминал: "Летом восьмидесятого года я ощущал себя свободным, как птица. И с этим ощущением я поехал в Прибалтику на базу отдыха Московского дома ученых. Одни из моих друзей привезли с собой свою племянницу Маргариту. И я ее увидел. И все. Настал конец моей свободе. Первое, что сделал, когда увидел ее – влюбился! После того, как мы с Маргаритой начали жить вместе, то со многими друзьями отношения осложнились, многие меня не поняли. И вот в то время мне попались в журнале «Юность» стихи В.Большакова. И путь по краю обрыва к замку на песке – это мне показалось очень близким и возникла песня "Я строю замок...".

Особое место в творчестве Виктора Берковского отведено военной тематике. Однажды Виктор Самуилович с Юрием Визбором и Аркадием Мартыновским вышли где-то под Юхновом из байдарок и увидели забытое всеми поле. Поле войны, усеянное железами, касками и неизрасходованными для своей цели ржавыми снарядами. Мертвое поле на выжившей земле. Вот тогда и началась песня "Вспомните, ребята!" А потом: "Ну, что с того, что я там был!", "Сороковые - роковые". Удивительные песни послевоенного мальчика о войне. Поколение Берковского живет с чувством вины за то, что по годам не пошло тогда в бой. Берковский в своих песнях от нашего имени об этом и помнит.

Моя идея была первая – сделать проект хоровым. Отобрать туда только те песни, которые звучали хором, которые распространились в народе благодаря тому, что они хоровые. Но Берковский мне в этот проект внес свою струю. Он был художественным руководителем проекта, бессменным художественным руководителем этого проекта. И он сделал так, что скоро границы заданные, эта концепция жесткая, они размылись, и в этот проект стали попадать просто очень хорошие песни, в основном отобранные на вкус Виктора Семеновича. И я должен отдать ему должное, он сформировал замечательные… и благодаря ему этот проект не закончился, как я предполагал, через года два, а живет до сих пор...
Георгий Васильев,
Бард
В 1999 году Виктор Берковский стал художественным руководителем проекта «Песни нашего века». Он рассказывал об этом проекте: «ПНВ» имел шумный успех. Мы взяли все лучшее из авторской песни, ввели контрабас, что придало некого драйва. Всем понравилось. Выпустили первый диск, в котором хором пели «бардовские шлягеры» такие известные барды, как Олег Митяев, братья Мищуки, «Иваси» и другие исполнители. После его огромного успеха мы, в эйфории, тут же выпустили второй. Потом народ начал требовать третий. Записали. Нас узнали, стали много приглашать не только по всей России, но и за границу. А в прошлом году записали четвертый диск под названием «Постскриптум», куда попали песни участников проекта. Затем записали диск из песен Булата Окуджавы…»

Проект собрал ансамбль известных исполнителей, поющих в жанре авторской песни. Композиции исполняли Виктор Берковский, Георгий Васильев, Олег Митяев, Дмитрий Богданов, Александр Мирзаян, Валерий и Вадим Мищуки, Алексей Иващенко, Леонид Сергеев, Константин Тарасов, Галина Хомчик, Елена Фролова, Лидия Чебоксарова, Вадим Егоров и другие. В рамках проекта «Песни нашего века» было выпущено пять дисков, ПНВ объехали с концертами всю страну, были приглашены на гастроли в США.

«Дело в том, что авторская песня видоизменяется. И та авторская песня, которая была в 50-60 годах, она умерла. Той песни уже почти что нет. Остались ностальгические воспоминания в песнях того времени Окуджавы, Визбора, молодых студентов. И я думаю, что авторская песня жива и будет жить, потому что она в себя вобрала все самое искреннее. Этот период прошел, когда авторская песня была у костра и на трех аккордах. Это некоторый жанр искусства. И в этом жанре уже требуется профессиональное отношение».
Виктор Берковский
Бард, композитор, ученый
Песни Берковского всегда отличались удивительной мелодичностью. Берковский - один из самых заметных мелодистов среди композиторов. Его талант заметен каждому, а его мелодии своеобразны и неповторимы.

Невероятная естественность, верность поэтическому слову, талантливая интуиция музыканта — всё это стихия композитора Виктора Берковского. Но вот как у него всё получалось на самом деле — остаётся тайной. На то оно и творчество.
Made on
Tilda